понедельник, 26 августа 2019 г.

Отчет Воньга 2019 на Хатанге

Даты похода: 10 - 24 августа 2019 года.
15 ходовых дней, из них 1й день плыли пару км. Отъезд 9 августа из Москвы около 4 вечера, возвращение 25 августа в Москву около 11 утра.
Маршрут: ст. Энгозеро - оз. Энгозеро - р. Воньга - Белое море - ст. Кузема.
Километры... 120, кажется. Не считала, не помню.
Одна байдарка Хатанга-2 Спорт.
Два забитых рюкзака Сплав Градиент 45. Одна сумка с едой в поезд.

===



На Воньге я была несколько лет назад. Ходили на катамаране-двойке. Погода была приятной, но Белое море к себе не пустило - заштормило, ветер встречный. Пришлось ловить попутную моторку, чтобы добраться до Куземы. Также, когда и по Керети сплавлялась - до моря не дошли из-за погоды.
В этот раз - забегая вперед - погода была прекрасна, по-карельски прекрасна. И солнце, и облака, и дожди, и яркие закаты. На второй неделе по ощущениям, если на солнце и без ветра, было до +30, голову напекало. С ветром градусов 20. Без солнца все равно тепло.
Грибов много, ягод (черники, голубики) тоже, причем чем ближе к морю, тем больше. На одном из островов наелись морошки. Брусники тоже море, но еще с белыми бочками.
Рыбы... Ну, я ожидала больше. На второй ночевке повезло заловить щуку на 1 кг примерно. Окуни попадались, но мне лень с ними возиться, поэтому отпускала. Один раз случился окунь-самолов - схватил блесну, свешивающуюся с лежащего на байдарке спининга, пока плыли. Больше щук не попадалось. Вообще чем дальше от основных озер, тем меньше было поклевок даже окуней.
Я заложила 8 ходовых дней до моря (считая, что 1й день мы только в 19 часов приезжаем в Энгозеро и плывем до ближайшего острова пару км). Оставшиеся 7 дней - запасные + если на море плохая погода. Погоду включили классную. Встреченные возвращающиеся туристы пугали, что на озерах ветер и волны, все сидели по стоянкам и ждали погоды. Мы приехали - солнце, чистое небо (но ветер и небольшие волны все равно были). Местные сказали - второй день такой. Поэтому Энгозеро прошли довольно быстро и с опережением графика - за 1,5 дня. Вечером, значит, в 21:00 мы стартовали, переночевали, а в 16:00 через день - были уже на плотине в Пайозеро. А на море оказались, как и было запланировано, в конце 8 ходового дня.

График движения получился интересный - с 4-разовым питанием))) Формат такой: утренний чай на горелке+бутерброд (чтобы не тупить по утрам на сборах); через 2 часа - второй завтрак со сладкой кашей на костре (иначе до обеда не дожить); еще через 2 часа - горячий суп на горелке и бутерброд (отдыхаем, значит); вечером - каша с тушенкой на костре.
Благо по всему маршруту (кроме последнего дня от порога Ассу и до моря) стоянок - примерно дофига.
Несмотря на горелку, бутерброд и минимум тупняка, утром все равно собирались от 1,5 до 2 часов... Кажется, это неизбывно. Вставали в 8-8.30, на воду выходили 9.45-10.

Само меню простое: 1. напиток (чай или какао), бутерброд (колбаса, сыр твердый, сыр плавленный, паштет), печенька. 2. сладкая молочная каша (рис, геркулес или пшеничка), сухофрукты в кашу, чай. 3. суп (пакетики или чечевица с луком + немного лапши для нажористости), бутерброд. 4. каша (рис, гречка, макароны, чечевица), тушенка, печенька, чай. Бонусы: сахар, соль, шоколад, конфеты, добавки (смесь перцев, орегано, базилик, кетчуп, горчица, чеснок, лимон, бальзам в чай), масло раст. (для грибов и рыбы).
Тем не менее, почти 700 гр на человека/день, это дофига. Обратно все равно привезли продуктов, я пересчитала плановые цифры в фактические, и все равно вышло 592 грамма.
Кушали мы очень вкусно, регулярно разбавляя раскладку грибами, один раз рыбой и один раз мидиями (когда стояли на море).
Из классных находок: "мексиканские лепешки" (покупала в фикспрайсе) - практически вечные по сроку хранения))) Компактные, не крошатся, не сохнут, не плесневеют (как лаваш). На углях запекаются с сыром, колбасой и орегано до хрустящей корочки - уууууу... Фастфуд отдыхает. Нормально наедаешься с 1/4 лепешки. Брала и упаковку хлебцев про запас - два хлебца съедаешь и все равно голодный ходишь. И начинки в лепешку надо меньше, чем на два хлебца. Лепешки - тема.
Кетчуп, горчица, чеснок, специи, травы, лимон - все добавки ну оооочень улучшают качество жизни в походе))
Из тушенки взяла - монгольскую Precom, в мягких упаковках, говядина. Упаковка 300 гр. Полупаковки на один ужин. Нормальная тушенка. Покупала со скидкой за 150 руб. Конечно, оно лучше, чем железные банки (которых и так лежат горы почти на каждой стоянке).
Шоколад не зашел плохо, лучше бы конфеты взяла. Мне классно идут - халва, сливочные коровки.
Сгущенка - вещь. Сейчас продается отличная сгущенка в фикспрайсе - Волоконовского консервного комбинара (Белгород), и упаковка удобная - в пластиковых бутылках по 0,5 кг. Очень-очень вкусная, жирненькая). За поход съели 2 бутылки. Со сгущенкой варили каши и пили какао, иногда чай. В дойчпаках сгущенку покупать не надо - почти 100% что протекут.
По снаряге...
Из неопрена - только перчатки и носки. Перчатки - вещь! Сплавная (она же лагерная) обувь - тапки эва с закрытым носом + неопреновые носки 3мм. Тепло. На стоянке носки переодеваются в другие толстые (флисовые или шерстяные). Толстые обязательно, чтобы комары не прокусывали. Возили и штаны неопреновые - ни разу не пригодились. Сидеть с мокрой жопой не приходилось.
От дождя и прочей мокроты меня спасала дождезащитная юбка из силиконки. Не ожидала, что она окажется столь удобной вещью в походе. Вот уж точно - чем проще, тем лучше. То, что ниже колен - быстро намокает, быстро высыхает. А выше колен защиты от юбки достаточно. Ничего не потеет, а если и намокает, то быстро проветривается и высыхает.
Так что по одежде ниже пояса был такой комплект: ходовые штаны (они же единственные), с, силиконовая юбка. Ноги: тапки с закрытым носом, носки неопреновые ходовые.
По верхней части туловища - ходовая футболка с длинным рукавом (потом перестала надевать), ходовая тонкая флисовая кофта с капюшоном (капюшон - это важно! вещь!), бандана на шею (обязательно!), ходовая мембранная куртка (понятно, что вещь))). 
На бивак и сон - бивачная пуховая жилетка (вещь!), спально-бивачные штаны из тонкого флиса (декатлон) (важно: не должны облегать, иначе прокусывают комары), носки спально-бивачные шерстяные (надо заменить на флисовые; важно: толстые, чтобы не прокусывались), хб тельняшка (спать). Запасная флисовая кофта. Запасные носки (2 пары), трусы (1), бандана (не пользовалась), шапка флис (спала в ней), накомарник (1 раз только надевала), кепка (пару раз, хорошо от солнца), футболка для поезда (вообще можно было не брать).
В общем, по одежде довольно удачно. Пожалуй, только хорошо было бы иметь запасную пару толстых носков вместо тонких, т.к. приходилось в одних носках и по лагерю ходить, и спать.
Что еще по снаряжению добавить...
Каски не брали. Спасжилеты брали - я на них сидела, чтобы грести было удобнее))
Вода была не знаю, какого уровня. То ли среднего, то ли высокого. Собачий обнесли. Вяккер обнесли по длинной тропе по ПБ, даже не посмотрели. Задолбались, если честно. Почти 1,5 км, говорят. Две ходки: вещи и лодка. Сейчас думаю - лучше было бы провести по воде?
На Ассу круто накрывало валами - прошли прямо по центру))) Хатангу некисло выгибало в дугу, почувствовала себя почти Щукой) Но ничего. За весь поход только 2-3 раза засаживались на камни. Это мой первый капитанский опыт на реке с порогами. Матросом мне нравилось больше)))
Ладно, едем дальше. В море мы выбрались весьма успешно: как раз в прилив. Сначала слегка расстроились, что была занята кажется единственная приличная стоянка на выходе на ЛБ. Решили выгребать на остров прямо по ходу движения - о. Макаровский. Там обнаружилась классная, уютная, закрытая от ветра с моря стоянка. Остров небольшой, но симпатичный. Источников пресной воды нет, но недалеко от реки она еще не очень соленая. Кашу варить - нормально. Чай... ну... ээээ... дарит новые ощущения. Плавать в русло за пресной водой было лень. Встали первой дневкой. Загорали, купались, в отлив собирали мидии. Мелкие) Потом перебрались на о. Калоостров, это около 4 км, плыли 1,5 часа. Вылезли, пошли гулять, искать стоянки. Стоянки есть, но не очень хорошие. Наконец, выбрали одну на западной оконечности. Пока ходили туда-сюда, начался отлив... А проходили мы узеньким проходом между островом и сушей. В общем, последние метров 200 до стоянки пришлось тащить лодку по щиколотку в иле)) Незабываемо) За нами потянулся было какой-то катамаран (что, конечно, придало дух соревновательности - кто быстрее дотащится до стоянки), но вскоре осознал, что был не прав, и ушел. На стоянке дул сильный ветер, поэтому пришлось сложить новый очаг. Зато там был большой запас сухих колотых дров. И много, очень много черники, голубики, морошки! Поэтому на острове мы задержались на сутки, чтобы наесться ягоды и сделать черничное варенье. Благо, сахара оставалось много (домой привезли около 1,5 кг). Однозначных источников пресной воды не обнаружили. Только пару случайных болотных луж достаточно далеко от стоянки.
Все это время на островах днем дул сильный ветер с моря (но на стоянках было относительно тихо). Максимальный прилив был около 7 утра и около 7 вечера.
Следующей целью была стоянка где-то в губе Нечаева. В моих лоциях была однозначно описаны только стоянки на Калострове и мысе Качнаволок (проплывая мимо, не заметили удобных закрытых от ветра стоянок). Поэтому решили, что будем искать, а там, как получится. Глубоко в губу не заходили. Очень хорошую стоянку нашли на острове с позитивным названием Могильный (получилось около 5 км). Тихая, видовая (впрочем, у нас все стоянки получались видовые и с красивыми закатами), с пресной водой и туалетом (!) (на самом деле просто яма с толстыми брусьями для ног, но все равно кайфово )). Там мы познакомились с животным миром Белого моря - то ли морскими котиками, то ли нерпами. Кормились по близости. Всплывали секунд на 30, затем на пару минут заныривали под воду. Плавали к ним на байдарке. Близко не подпускают. Большие глаза, усы и шумно дышат после всплытия) За байдаркой внимательно наблюдают.
Следующая остановка, финишная, о. Охлебиха, не доходя до избы метров 200 (около 7 км до нее). Обычная) Были стоянки и на островах Сосновые, но хорошего места даже под одну палатку не обнаружилось. На Парыге не заметили стоянок. На вид - неплохая была на ПБ чуть дальше от о. Куземский, на мысу (если плыть в сторону Куземы вдоль берега). Говорят - хорошие есть на Шангострове. Хороших стоянок по ПБ Куземской губы с воды обнаружить не удалось.
По плану было часов в 7 вечера доплыть до моста через Березовку по большой воде. Там разобраться и пойти к станции с вещами, чтобы где-нибудь в лесочке переночевать до поезда - в 9 утра. Получилось иначе. У входа в Березовку заметили группу, подошли спросить насчет дороги до станции. Ребята сказали, что дорога есть. И вообще за ними через пару часов машина придет, чтобы добросить до станции. Договорились с водителем, чтобы за доплату забрали и нас (500 руб). Приехала целая Шишига)) Так в 10 вечера мы оказались на станции, что спасло нас от мокрой ночевки - заморосил типичный карельский дождик, а небо затянуло сплошной серостью. Зал ожидания очень уютный - чистый, пустой и теплый (!), выспались на полу на ковриках.
Кажется, поход удался)



Комментариев нет :

Отправить комментарий

hyper

/