Всем привет! Здесь я публикую различные заметки, впечатления и свой личный опыт на темы легкой снаряги и моих путешествий. Пишу вразнобой, иногда тезисно, не всегда соблюдаю хронологию.

Еще есть привычка дописывать что-либо в уже опубликованные посты, особенно это касается постов про снаряжение.

Для ориентирования в блоге пользуйтесь тегами и Картой сайта
Задать мне вопрос или оставить отзыв можно здесь, правда отвечаю редко.

Если вам понравился блог или пост, самым лучшим "спасибо" будет публикация ссылки на него в соцсетях :) Спасибо!
Приятного просмотра!

вторник, 6 мая 2014 г.

Кафтино - Кемка - Березайка - Мста. "Жор-поход", отчет и список снаряжения.

Вид: сплав на байдарках
Даты: 1-4 мая 2014 года
Кол-во участников: 12 чел
Суда: две Щуки, Катран, переделанный Салют, Свирь, каяк каркасно-надувной Ё2012 и Каньон Соло.
Пройдено: около 70 км.
Старт: ст. озеро Кафтино, оз. Кафтино
Финиш: дер. Мал. Глиненец, р. Мста

Изначально маршрут планировался немного другой: либо Валдайка-Пирос-Березайка-Мста, либо Березайка-Мста. И тот, и тот подходили одинаково - старт либо со станции Лыкошино, либо со станции Березайка, одной и той же электрички Бологое-Окуловка. Мы должны были выехать в 4 утра из Твери, в Бологое сделать пересадку, и уже около 8 утра начать стапель на речке.
кафтино кемка березайка мста
желтым - пройденный маршрут, серым несостоявшиеся

Каково же было наше удивление, когда в 9 вечера 30 апреля нужные нам электрички вдруг пропали из Яндекс.Расписаний! Выяснилось, что на все праздники из Бологое РЖД отменило утренние электрички на ВСЕ направления (на Окуловку, Валдай, Осташков), остались только на Удомлю. Стали срочно думать новый маршрут. Идти чисто по Мсте не хотелось - скучно и попсово. На карте я заметила, что в Березайку впадает небольшая речка Кемка, которая вытекает из озеро Кафтино, рядом с которым расположена станция удомельской электрички. Так мы решили идти на Мсту через Кемку.

1 мая. Сборы в 4 утра на станции, загрузка в электричку прошла без потерь, завтракаем, спим полтора часа до Бологое. Контроллеры прошли один раз, взяли денег 60 руб. с каждого. В Бологое пересадка, электричка Бологое-Сонково, взяли билет до ст. Кафтино озеро, 33 руб. В два вагона пригородного поезда набилась куча водников (как минимум, только 3 группы в одном нашем вагоне), все едут на Мсту, в Кафтино выходили мы одни.
Оказалось, станция находится прям на берегу озера! Поезд остановился на насыпи у берега, в 5 метрах от воды! Стапелиться здесь неудобно, дует сильный ветер, поэтому мы перетаскиваем наши вещи чуть дальше, метров на 100, к имровизированной лодочной станции местных рыбаков.
Начался наш жор-поход с сосисок с макаронами, затем были сливочный грибной суп с курицей, бутерброды с колбасой, сыром, свежая редиска, листья салата и чего-то еще, что в меня уже не влезло. И традиционные "пять капель", конечно.
Часов в 12 вышли на воду. Ночью был небольшой дождь, а сейчас солнце, хотя на горизонте виднеются приближающиеся облака. Неспешно пересекаем озеро с юга на север. Я привыкаю к управлению Каньоном Соло, верткий он, и удержание на курсе требует некоторых навыков. Еще напишу отдельно свои впечатления от лодки.
В конце озера встаем на обед, снова суп, бутерброды и печеньки.
Погода портится, уже все небо в тучах и собирается дождь. Я одеваю мембранную куртку. Обносим небольшую плотину, входим в Кемку - приятную глубокую речку шириной метров 10. Начинается дождь, а за ним ливень, мокренько что-то, пора искать стоянку. Подходящую полянку находим примерно за 1 км до деревни Кемцы, на высоком берегу, на вытянутой петле русла. Разводим большой костер, натягиваем тент, готовим ужин - гречка с тушенкой, салат из помидоров, лука, кукурузы и сухариков, с маслом. Я "отваливаюсь" на боковую первой. Почти все мы спали предыдущей ночью часа по 2-3 из-за сборов и ранней электрички.
2 мая.
Ночью шел дождь, да и утром небо серое. Встали в 9, дежурные готовят завтрак и обед - варим суп вермишелевый с ветчиной, чтобы потом разлить его по термосам и не тратить время на приготовление горячей пищи. Ждем "отстающих товарищей" на Щуке - двое ребят не смогли стартовать с нами первого мая, но должны догнать нас сегодня. Наконец, вот и они, время чуть больше 12, выходим на воду. Дождик почти не идет, а если идет, то в виде моросящего мокрого снега. А когда светит солнце, становится жарко, хочется раздеться, но нельзя, потому что потом снова начинается дождик :) В районе Кемцов и Сорочин Кемка течет в открытом пространстве, и порывы встречного ветра сильно меня тормозят, грести тяжелее, а если не грести, то начинает сносить против течения.
В "лесной зоне" встречаем несколько завалов - результат деятельности бобров. Пару раз бревна нависали сантиметрах в 30 над водой, и мы протискивались в эти узкие щели, а кто не смог протиснуться - перелезал по верху :) Берега Кемки высокие, обрывистые, тащить туда лодки совсем не хочется, поэтому долго искали подходящее место с приемлемым выходом на сушу. Нашли отличную большую поляну на границе чистого елового леса примерно за 1,5-2 км до впадения в Березайку. На следующий день мы видели, что у самого впадения тоже есть несколько симпатичных мест под стоянку.
Встаем, сушимся, делаем ужин. Серега поймал в Кемке двух щук, одну побольше, другую поменьше, и рыба дополняет наш рацион из каши с мясом и овощного салата. Щук готовили "на весле". Не знаю, почему такое название, потому что готовятся они вовсе не на весле, хотя подаются именно на весле :) Надо долго жечь костер, пока не образуется много углей. Затем часть кострища освобождается от горящих дров, угли разравниваются до площадки. Сверху, на угли, укладываются свежие ветки примерно с палец толщиной на расстоянии примерно 1-2 см друг от друга, на ветки укладывается подготовленная (почищенная, выпотрошенная) щука. Периодически переворачивается. Очень вкусно и по-легкоходному, не надо тащить лишней посуды :)
3 мая.
Ночью были заморозки, вода в посуде замерзла. Утро солнечное, кайф. У меня сегодня день рождения, и Леша подарил мне Сиверу Мару, так что я щаслива :) Неспешно собираемся, обносим завал (встали как раз перед ним), и выходим на воду около 12. Через полчаса впадаем в Березайку. Она, конечно, пошире Кемки, метров 30 будет. Тут уже встречаются интересные перекатики и шиверки. Не все получается проходить чисто с непривычки, до этого никогда не сидела в каяке, есть свои нюансы управления. Это не то, что на байдарке, где надо грести вперед или слушать команды капитана :) Неспешно гребу в одиночестве - кто-то усвистел вперед, кто-то поотстал сзади, слушаю лес, слушаю дождь, стучание дятла и кукование кукушек. Тишина и умиротворение. Сплав на каяке - это что-то новое и совсем другое.
Обед делаем у дер. Филимоново, на роднике "Филимоновский фонтан"- бьющем из-под земли ключе целебной воды. Всем по миске супа, по три бутерброда, шоколаду, печенькам и т.п.
Встаем на ночевку рановато, полседьмого, на ручье Лотовка, перед деревней Тугановичи. Тихий безветренный вечер, последний походный ужин, допиваем остатки спиртного, посиделки, гитара, песни у костра.
4 мая.
Сегодня надо выйти пораньше, чтобы пройти подальше. На выброску заказали микроавтобус 18-местный до Твери на 6 часов вечера. Солнце пока светит. Собрались оперативно, вышли чуть позже 10 часов утра. Вгребаем в Мсту, на входе шиверка. Мста не сильно шире Березайки. Она уже более цивильная, по правому берегу стабильно идут деревни и дорога. Еще несколько перекатов, на одном из них меня заливает сверху, но самоотлив работает исправно :)
По пути несколько раз пересаживаемся в разные суда друг друга, чтобы все попробовать :) Я уже сидела в ёшке (ё2012), идет чуть побыстрее Каньона (к тому же, она почти не загружена снаряжением), но следить за курсом надо так же. Теперь сажусь в Свирь в качестве матроса и кайфую - не надо грести))) Правда, тут же вспоминаю, почему я не люблю байдарки - из-за кренов и возникающего из-за этого ощущения неустойчивости.
Планировали сегодня дойди до дер. Перелучи или Девкино, но адмирал командует стапель за дер. Мал. Глиненец. Время около 15.00. Разбираемся, проветриваемся, делаем обед, доедаем остатки продуктов, спим у костра в ожидании машины. Машина опаздывает из-за ужасной пробки в Вышнем Волочке. В итоге, уезжаем только около 9 вечера. Первые 120 км были просто ужасны - асфальт разбит, а мы несемся со скоростью 70 км/ч. От Лыкошино и до Валдая километров на 40 асфальт уничтожен рабочей техникой - в этом районе строят новую трассу Москва-Питер. В общем, в Твери оказались только в 3 часа ночи. Бедный водила, он был 12 часов за рулем и проехал 708 километров, забирая нас.

Личное снаряжение

Продолжаю экспериментировать с одеждой, пытаясь подобрать легкоходный, минималистичный, но эффективный комплект. В этот раз решила совсем отказаться от "среднего слоя" из флиса, хотя в первоначальных планах было аж две флисовых кофты (общим весом около 700 гр). Несмотря на нежаркие дни (средняя температура днем около +10 градусов, ночью от +2 до -2, иногда шел дождь, бывал сильный ветер, несколько раз шел мокрый снег), подход себя оправдал, и во флисе критической необходимости не возникало. Из обуви я не стала брать кроссовки или кеды, а обошлась сапогами и тапками из эва. В последний момент отказалась от неопренового костюма, ограничившись лишь непромокаемыми штанами.

"На воде" на мне был следующий комплект одежды:
- верх теплое термобелье из микрофлиса + мембраная куртка Balance. В первый день вместо куртки была ветровка Бриз, но она быстро промокала от брызг и не защищала от дождя (а к вечеру был почти ливень), так что я ее уже больше и не одевала. В один из дней поддевала еще пуховую жилетку, но можно было и обойтись. Было довольно комфортно в куртке, она  хорошо защищает. На руках были строительные перчатки + строительные перчатки с пвх-покрытием (пальцы и ладони) для защиты от воды и ветра. Дешево, сердито и отлично. Хорошо было бы попробовать неопреновые перчатки, но, мне кажется, неопрен будет продуваться ветром. На голове тонкая флисовая шапка / кепка.

- на ногах тонкое термобелье + брюки каякера от Вольного ветра (непромокаемые штаны из плотной ткани с pu-покрытием, поясом и манжетами из неопрена) + неопреновые носки / мембранные носки Keeptex + сапоги ЭВА / тапки ЭВА. Штаны хорошо защищали от брызг, но попа немного подмокала все же (может, конденсат, а может, где-то через шов просачивалось), но не критично. Вообще, хорошо бы все-таки иметь неопреновые шорты. Тонкое термобелье немного холодновато, в последний день одела вместо него флисовые "бивачные" штаны, стало комфортнее. После первого дня заменила неопреновые носки + тапки на мембранные носки + сапоги. Очень понравилось, хотя со штанов иногда заливало в сапоги. Вечером, когда снимала носки, снаружи они были все мокрые, а внутри сухие. Ногам было тепло. Ноги сухие и не размокают, как в неопрене. Единственная проблема это очень внимательное отношение к этим носкам, я тщательно осматривала сапоги, чтобы там вдруг не оказалось острых веточек, и очень осторожно подсушивала носки у костра. Но вроде не прожгла и не проткнула. Сапоги ЭВА на сплаве отлично, тем более, что было довольно прохладно. Тапки одевала в первый день, когда еще было более-менее тепло.
Пока гребешь в лодке, такого ходового комплекта достаточно, чтобы поддерживать приемлемую температуру тела, не перегреваться, не переохлаждаться от ветра и не промокать от брызг и дождя. И в целом я довольна. Может быть, было бы неплохо добавить флисовую жилетку.

На биваке:
по высадке на берег я снимала мембранную куртку и одевала куртку на primaloft 200 (я в ней зимой в -20 ходила; весит 500 грамм) или пуховую жилетку, снимала непромокаемые штаны, переодевала носки, и мне было прекрасно. Плюс сидели у костра, конечно.
Ночью, чтобы не замерзнуть в спальнике (все-таки для меня 200 гр прималофта на ноль градусов это почти экстрим комфорт), в спальнике торс укрывала курткой, ноги - пуховой жилеткой, а сверху на ноги еще мембранную куртку,  и было уютненько, хотя не так, чтобы жарко. Спала в тонких флисовых штанах, флисовых или шерстяных носках и хлопковой тельняшке.

Вся снаряга, кроме водного и палатки, влезла в самодельный 40-литровый рюкзак. Водное носила в переноске, очень удобно.

Водное:
Каньон Соло

Штатная обвязка на лодку

Ремнабор
две заплатки: теза и карингтон
Стропы + пряжки для крепления герм
4+1 шт
Насос
не брала, т.к. были другие



Весло 205

Спасжилет пенный самодел

Каска

Гермы 2 шт.
80 л и 20 л



Одежда на сплав:
Штаны водника 250 непромокаемые штаны от Вольного Ветра
Термобелье тонкое под штаны водника
декатлон
Термобелье верх микрофлис
Сплав
Носки неопрен 3 мм

Сапоги ЭВА 380
Ветровка Бриз 120
Перчатки водо/брызгозащитные
строительные с почти полным пвх покрытием
Перчатки защитные
строительные



Прочая одежда:
Тапочки ЭВА "садовые" с закрытым носом

Носки флисовые на сон

Носки шерстяные лагерные/сон

Носки мембранные Keeptex
на тест как аналог неопрена
Носки ходовые толстые термолайт

Термобелье низ  микрофлис

Штаны ходовые
носила только на стапеле
Жилетка пуховая

Куртка прималофт 200
супер
Мембранная куртка от дождя
отлично
Кепка

Трусы запасные

Носовой платок

Шапка теплая микрофлис




Бивак:
Палатка

Спальник прималофт 200 850
Коврик эва + самонадувайка 600
КЛМН




Прочие мелочи:
Аптечка
там же нож, растопка, расческа и т.п.
Очки солнечные, мягкий чехол

Спички

GPS Etrex 20

Фляга quecha

Термос

Телефон + герма

Фотоаппарат

Туалетная бумага

Фонарик пецль




не хватило или заменить:
вместо тонкого термобелья под штаны надо было брать доп.флис
не помешали бы тонкие неопреновые шорты, попа все равно мокрая
наколенники непреновые или флисовые желательны, чтобы не морозить колени холодными брызгами
карабинчики и резинки на обвязку для крепления
уход за руками: пластырей больше! Заклеивать пальцы
герм должно быть три: одна литров на 80 (кормовая), одна на 40-50 (носовая) + одна под быстрые мелочи (в ногах)
носовую герму и под мелочевку лучше брать полегче, а кормовая, тяжелая, удобнее из тезы (удобнее волочь по земле)
нужны влажные салфетки, потому что руки мыть ваще лень
стропы для крепления груза надо делать яркого цвета!
попробовала бы флисовую мультибандану на шею
флисовую жилетку как средний теплый слой тоже можно было бы попробовать

Комментариев нет :

Отправить комментарий

hyper

/