Всем привет! Здесь я публикую различные заметки, впечатления и свой личный опыт на темы легкой снаряги и моих путешествий. Пишу вразнобой, иногда тезисно, не всегда соблюдаю хронологию.

Еще есть привычка дописывать что-либо в уже опубликованные посты, особенно это касается постов про снаряжение.

Для ориентирования в блоге пользуйтесь тегами и Картой сайта
Задать мне вопрос или оставить отзыв можно здесь, правда отвечаю редко.

Если вам понравился блог или пост, самым лучшим "спасибо" будет публикация ссылки на него в соцсетях :) Спасибо!
Приятного просмотра!

суббота, 31 августа 2013 г.

Полярный Урал 2013 Сводный Отчет о походе.


1. Справочные данные.

Вид туризма: пеше-водный (комбинированный)
Протяженность активной части: 460 км.
Продолжительность: 25 дней (из них 2 дневки и несколько полудневок)
Сроки: 17 июля - 10 августа 2013 года.
Численность группы: 2 чел.
Нитка активной части маршрута: ст. 110 км (пос. Полярный) - Б. Уса - Изьяшор - Чаньшор - М. Уса - Лимбятаяха - горный массив Оченырд - ледник Долгушина - Мидыяха - Б. Щучье - Б. Ходота - ледник ИГаН - Б. Уса - Лонготьеган - Немурьеган - конец пешки - Лонготьеган - М. Обь - пос. Халасьпугор.

Регион похода: Полярный Урал, севернее ж/д дороги.
Старт: пл. 110 км.
Финиш: пос. Халась-Пугор.

2. Организация похода

1. Общая идея.
Осуществить давнюю идею - пройти длительный автономный маршрут в зоне тундры.

2. Варианты подъезда и отъезда.
Заброска-выброска выбиралась исходя из минимальных финансовых трат, т.е. максимальное использование общественного транспорта.

Подъезд: планировалась пл. 110 км (иногда называют ст.  Полярный Урал) по Северной ж/д. Поезда: только те, которые идут на Лабытнанги. Можно также воспользоваться комбинацией Москва-Воркута, а от Воркуты два раза в день (утром и вечером) ходит местная "электричка" до Лабытнанги. Нюанс - она идет оооочень долго по времени, останавливаясь на каждом полустанке.
В реальности же оказалось, что РЖД не продает билетов ни до 110 км, ни до ст. Полярный, а только до Соби (следующей крупной станции). Взяли билеты Москва-Собь, знающие люди нас успокоили, что поезд остановится на нужной нам станции. В реальности оказалось, что он действительно останавливается на ст. Полярный, но это не 110 км, а предыдущая станция, которая так же называется ст. Полярный (на некоторых картах отмечена), рядом с которой протекает р. Собь.
Поэтому мы доехали до ст. Собь, а там пересели на местный поезд Лабытнанги-Воркута  и проехали одну остановку в обратную сторону (минут 10). Нам повезло, что расписание поезда и электрички совпало (в Соби вышли около 14:20 по-московскому времени). Поэтому совет всем, кто планирует старт от 110 км - внимательно изучить расписание транспорта. Можно также доехать до ст. Елецкая, а там пересесть на местный поезд до ст. 110 км. Но - опять же - надо внимательно изучить и состыковать расписание.

Отъезд: поезд Лабытнанги-Москва. Поезд ходит каждый день поздним вечером, обычный и "фирменный" чередуются. Фирменный стоит в 1,5 раза дороже примерно. Плюсы фирменного: есть розетки и биотуалеты :) В Салехарде есть аэропорт, можно улететь на самолете до Москвы (билет порядка 8-9 тыс. руб.)


Старт активной части был выбран у пл. 110 км (пос. Полярный), откуда идет хорошая вездеходка в нужную нам сторону, т.е. на север. В первые дни удобно идти по хорошей дороге. Была надежда, что нас "подбросят" попутные группы, и мы сэкономим немного времени. На двоих брать машину очень дорого.

Финиш активной части: пос. Халась-Пугор, левый берег М. Оби, ниже по течению от Салехарда около 60 км. Там можно воспользоваться "услугами" местного населения и выброситься на моторке до ближайшего поселка на противоположном берегу - пос. Харсаим, до него по воде около 15-20 км (полчаса на моторке). Из поселка ходят маршрутки в Салехард два раза в день (как минимум) или попутные машины.

Альтернативные варианты выброски с маршрута: 
- выброска с трассы на Ямал, которая пересекает р. Лонготьеган примерно в 60 км (?) от истока, на попутном (рабочем) транспорте. Нас всего двое, поэтому шансы на автостоп высокие. Либо пешком до ж/д (например, до ст. Обская). Там порядка 60 км.
Кстати, когда мы проплывали под этим мостом, посмотрели качество дороги - твердое покрытие. Там проедет даже легковушка (видели рыбаков на паркетнике, рыбачили под мостом).
- с ж/д ветки Ямал-Обская (?). Вроде есть там разъезд. Вроде ходят поезда. Шансы уехать на "попутке" - низкие. Сложная обстановка.
- в южной части оз. Б.Щучье есть кордон. Теоретически там могут быть люди (лесники типа). От кордона идет отличная вездеходка на юг. Практически - когда мы проходили мимо, никого не было, все двери на замках. Есть вероятность, что "лесники" оштрафуют за "незаконное" нахождение на территории заповедника.

 3. Аварийные выходы с маршрута. Мобильная связь.
С запада и с востока вдоль Уральских гор проходят трассы, автомобильные и ж/д ветки. Дороги ведут на месторождения, поэтому большая вероятность встретить на них рабочих. В случае ЧП выходить на эти дороги.
Вездеходные дороги (обозначенные на карте) также часто используются вездеходчиками.
Достаточно часто встречаются оленеводы. Мы видели 7 стойбищ за 25 дней: на М. Усе, на Б. Каре, на Лонготьегане (все верховья), на Ходоте (два стойбища), на Лонготе 2 раза - под г. Яркеу и где-то в среднем течении.
Мобильная связь отсутствует почти полностью. Если пытаться - то только с МТС. Один раз поймали МТС (у нас был мегафон, но сеть мтс телефон обнаружил) - в среднем течении р. Чаньшор, в районе брода. Пробовали ловить на Оченырде - безрезультатно. Там даже МТС не было.
Оленеводов про мобильную связь спрашивать бесполезно - не знают. Хотя говорят, что есть какие-то конкретные точки, с которых можно поймать сеть. В первый раз мобильная связь у нас появилась на Лонготьегане за пару км до впадения в Объ.

Препятствия:

Пешая часть: основными препятствиями могли бы стать броды (в случае дождливой погоды, как следствие, высокого уровня воды) - но не стали, мало воды. Из глубоких бродов запомнилась М. Уса.
Высоких или сложных перевалов у нас не было.
Не понравилось скакать 8 км курумника вдоль берега Б. Щучьего. Если был бы дождь, было бы скользко.

Водная часть: основные препятствия на воде - это Малый Водопадный порог и Большой водопадный порог. Последний - непроходим (высота около 4 метров). Оба были обнесены. Также было несколько несложных, но требующих внимательности порогов. Из-за малого количества воды река изобиловала мелями, шиверами, большим количеством камней в русле. Местонахождение порогов не фиксировалось ввиду бессмысленности их обозначения на таком уровне воды...
В средний или высокий уровень воды Лонготьеган вроде бы "тройка". Скорей всего, так и есть. Там есть, где покататься, речка спортивная с приличным перепадом высот.

Выводы и рекомендации: отличный регион для пешки во всех смыслах. Часто встречаются удобные "дороги". Красивейшие виды. Маршрут можно подобрать под свои желания и физическую форму. Сложностей с ориентированием нет (в ясную погоду точно...) Лучшее время для похода - начало августа, поспевает ягода, грибы, хотя становится холоднее и ветренее. Нас предупреждали - и мы попали - в середине июля бывает сильная жара, и ягод еще нет.
Сплав на катамаране - больше ни за что =) Очень медленная скорость передвижения, особенно если ветер встречный.
Раму можно было не тащить. На Лонготьегане, чуть ниже впадения ручья Харчерузь, есть лес из лиственниц. Он даже отмечен на всех картах зеленым пятном. Там легко найти подходящие палки и связать отличную раму.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

hyper

/