Всем привет! Здесь я публикую различные заметки, впечатления и свой личный опыт на темы легкой снаряги и моих путешествий. Пишу вразнобой, иногда тезисно, не всегда соблюдаю хронологию.

Еще есть привычка дописывать что-либо в уже опубликованные посты, особенно это касается постов про снаряжение.

Для ориентирования в блоге пользуйтесь тегами и Картой сайта
Задать мне вопрос или оставить отзыв можно здесь, правда отвечаю редко.

Если вам понравился блог или пост, самым лучшим "спасибо" будет публикация ссылки на него в соцсетях :) Спасибо!
Приятного просмотра!

вторник, 25 июня 2013 г.

Почему легче не значит лучше, или легкоходный маразм (перевод)


Любительский перевод статьи с сайта известного легкохода andrewskurka.com


В большинстве путешествий моя главная цель - это получение удовольствия и нового опыта. Отдых на природе вдохновляет, наполняет силой и уверенностью, дарит новые впечатления. Чтобы в удовольствие ходить далеко и надолго, необходимо, чтобы ваше снаряжение, ваш опыт и навыки были сбалансированы в отношении:
  • веса, потому что правильный баланс вес/функциональность позволяет путешествовать на такое же расстояние с меньшими усилиями либо на большее расстояние с теми же усилиями.
  • эффективности, потому что пеший туризм - это не перенос тяжестей по пересеченной местности! От похода нужно получать удовольствие, и снаряжение должно быть эффективно подобрано под условия похода, погоду и прочие факторы

Несколько тысяч миль назад я свято верил в то, что ультралегкое снаряжение - самое правильное, и чем меньше вес рюкзак - тем лучше. Я гордился тем, что являюсь легкоходом. Я думал, что вес моего рюкзака прямо пропорционально связан с качеством моих походов - ведь чем легче, тем лучше!

Но в погоне за весом я принимал не самые лучшие решения, жертвуя комфортом и безопасностью, и это начало негативно сказываться на моих походах. Иными словами, я приближался к “легкоходному маразму” (в оригинале - stupid light, дословно “глупое, тупое облегчение” - мое прим.).

Это выражалось в том, что я:



  • не брал вещи, необходимые в конкретной местности в конкретных условиях
  • брал вещи, которые были слишком легкими для конкретной местности в конкретных условиях

Неразумный подбор легкоходного снаряжения ощутимо уменьшал мой комфорт и степень безопасности.


"Глупое" облегчение рюкзака ограничивает комфорт и безопасностиь путешествия


Слишком увлекшись облегчением, я не учел, что легкоходное снаряжение имеет ограничение по:

  • функциональности - например, взяв тонкие титановые колышки (аля велосипедные спицы - мое прим.), я терял время на поиски подходящей площадки с твердым грунтом, потому что в мягком грунте такие колышки не держат нагрузку.
  • надежности - используя пуховый спальник и куртку во влажном климате, я много времени и сил тратил на то, чтобы высушить их, т.е. чтобы восстановить их согревающие свойства
  • прочности - используя рюкзак из тонких тканей, я много времени тратил на зашивание дырок, а также пришлось изменить маршрут, чтобы обойти заросли колючих кустарников
  • простота использования - используя тонкую, но скользкую веревку, я замучился завязывать и развязывать узлы на ней
  • универсальности (гибкость, многоцелевое использование) - когда я брал полностью закрытый со всех сторон тент и терял время, натягивая сетку от насекомых и пол, хотя в данных погодных условиях их не было
  • эффективности во времени - например, когда мы с напарником ходили по Аляске, у нас был один 900 мл котелок на двоих и приходилось затрачивать на еду в два раза больше времени, чем следовало (делая кипяток два раза). Мой напарник тогда сказал “сэкономленные граммы - потерянные часы”.

Отказаться от того, что действительно необходимо - глупо



Пример глупого облегчения, не учитывающего местные климатические условия: я осознанно не взял непромокаемые штаны в поход по Колорадо, в результате страдал от ежевечерних дождей. Чтобы избежать гипотермии (переохлаждения), нам вдвоем с напарником пришлось ставить лагерь посреди дня и согреваться. Штаны позволили бы двигаться в дождь, не теряя времени и скорости движения - а это всего лишь 180 грамм веса!

Одежда из флиса.
Пример из опыта: отправляясь в экспедицию Аляска-Юкон, я не взял флисовый средний слой, предполагая, что вес флиса не даст мне ощутимой прибавки тепла. Я сильно ошибся. Мне было бы гораздо комфортнее идти во флисе в дождливые дни. От отчаяния я сделал себе небольшую жилетку из больших мусорных пакетов и одел поверх куртки.

Легкоходы зачастую не берут флис, потому что утепленная одежда (пуховая или с синтетическим утеплителем) греет лучше, а весит и занимает места меньше. Но при длительном нахождении во влажном климате неизбежно промокаешь. Мокрая утепленная одежда перестает греть, не зависимо от того, пух там или синтетический утеплитель (что бы там не заявляли производители). Флис более эффективен - он удерживает меньше влаги и работает лучше. 

Я мечтал о флиске в качестве среднего слоя на Аляске с ее многочисленными дождями и грозами, с которыми не справлялся верхний слой одежды.

Гетры, gaiters (короткие "фонарики", гамаши - мое прим.) добавили бы 30 грамм на каждую ногу, но их вес полностью компенсируется дополнительным комфортом и эффективностью. Мои ноги остаются чистыми и меньше натираются. Я останавливаюсь реже, чтобы вытряхнуть мусор из моих сетчатых кроссовок. Я использую гетры в каждой поездке с 2006 года, с тех пор, как мой друг одолжил мне их, наблюдая, как я целый час потратил на то, чтобы вытащить из моих кроссовок все камушки, грязь, веточки и сухую траву.

Москитная сетка на голову от насекомых. Всего 30 грамм сохраняют голову в неприкосновенности, когда вокруг становится слишком много насекомых. Я и мой приятель Баз заплатили бы огромные деньги во время нашего путешествия в Сьерра, чтобы избавиться от этих летающих гадов. Мы попали в самый пик их активности. У нас было немного защитного крема, но этого не хватало. Приходилось полностью одеваться, чтобы москиты не добрались до нас.

Треккинговые палки. Кто-то скажет, что это лишние 200 грамм на каждой руке, но на самом деле они позволяют двигаться уверенней и быстрее, особенно на подъемах и спусках. С ними я чувствую себя менее уставшим в конце дня, они лучше сохраняют мои силы.
Когда я впервые пошел по Аппалачской тропе, у меня не было палок, но я видел на маршруте легкоходов с палками и завидовал им.  После маршрута я купил себе такие. Теперь ни в одно серьезное путешествие я не пойду без треккинговых палок.

Литровая бутылка Пластипус весит всего 30 грамм, но однажды я намеренно не взял ее с собой в путешествие по горам Монтаны. Я хотел упростить свое снаряжение, взяв предметы многоцелевого назначения. Я подумал:  "Пакетик для замораживания вполне годится для переноски воды, верно?" Неверно! Из него неудобно пить, им неудобно пользоваться и у него низкая надежность.

Слишком легкое снаряжение - глупо


Пример - если ожидаются ночевки с твердой поверхностью (каменистой или хорошо утоптанной почвой), то лучше взять надувной матрас или коврик, обеспечивающий комфортный сон.

Надувные коврики типа Therm-a-rest более надежны, чем надувные матрасы, и более теплые, как правило. Но они не дают достаточно комфорта при ночевках на твердой почве, на деревянных настилах или на деревянном полу в домах (приютах). Надувной матрас здесь лучший выбор.

Пончо является классическим образцом снаряжения легкохода, потому что он многофункционален - и укрытие, и защита от дождя. Однако, и у него ограниченные условия применения, которые я обнаружил, когда ходил маршрут “От океана к океану”. Пробовали ли вы превратить свое пончо в укрытие во время ливня?

Для сухой погоды пончо вполне подходит, если не ожидается сильных дождей, ветра или грозы.

Сверхлегкие фонари (типа Petzl E+Lite - мое прим.) Такие фонари, хоть и легкие, но как правило, дают недостаточно света. Их яркости не хватает, если фонарь используется при движении по тропе в темное время суток, как это мне пришлось делать в своем ночном походе в Колорадо. Мне потребовалось больше времени, чтобы сделать все лагерные дела, потому что свет от такого фонарика был слишком тусклый. Также падала скорость движения во время ночного перехода, потому что приходилось идти с большей осторожностью.

Grosgrain ribbon (какая-то сверхлегкая стропа - мое прим.) - поначалу кажется, что это хорошая альтернатива обычным стропам на рюкзаках. Я сэкономил 15 грамм, заменив обычные стропы этими лентами на своем рюкзаке, но она слишком тонкая и скользкая, и никогда нормально не держала пряжку, приходилось постоянно подтягивать лямки и поясной ремень.

Надеюсь, эти рекомендации позволят вам получать больше удовольствия от путешествий с легким рюкзаком!

Мое прим.: ошибка, совершенная один раз - это опыт, совершенная дважды - уже глупость. Чтобы не столкнуться с "глупым облечением" в походе, лучше испытывать новое снаряжение или комбинацию в коротких походах выходного дня. Ничто не заменит личного опыта.

3 комментария :

  1. Полностью согласен с автором статьи. У меня тоже был такой период в начале, когда казалось, что снижать вес можно до бесконечности для любых походов. Я даже в экселе сделал формулы, которые подсчитывали на сколько у меня уменьшился вес рюкзака по сравнению с предыдущими походами. По началу цифири впечатляли. Потом началась борьба за граммы. Это как анорексия! Хотелось из кожи вон вылезти, но улучшить результаты. В результате натыкался на те же самые грабли... Понял, что такой подход не разумный. Вместо удовольствия от похода сам себе создаёшь проблемы. Есть некая индивидуальная грань комфорта в каждом конкретном походе. Важно её правильно определить до похода...
    Теперь у меня куча шаблонов раскладок на разные условия и длительность походов, несколько рюкзаков, палаток, спальников и др. За цифрами больше не гонюсь. Возвращаясь из очередного похода, сохраняю в файле использованную раскладку и делаю анализ обнаруженных ошибок в снаряге. Как результат, с каждым походом ошибок всё меньше и меньше. Вес рюкзака теперь сильно варьируется как в плюс, так и в минус. Важно учиться на ошибках. Лучше конечно на чужих :)

    ОтветитьУдалить
  2. аляска, монтана... на ммб сходи ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо за совет, обязательно им воспользуюсь! =)))))))

      Удалить

hyper

/